Для изготовления каркасов различных бетонных конструкций применяют строительную арматуру — прутья из стали или композитных материалов. Их производство возможно лишь на крупных предприятиях на специальном оборудовании. Основное назначение металлической решетки — принятие на себя растягивающих, изгибающих и сжимающих нагрузок. Различают гладкие (постоянного сечения) и рифленые (периодического) стержни. Второй вид отличается повышенной прочностью сцепления с бетоном. Именно из них вяжут или сваривают основу сетки, гладкие являются вспомогательными. Элементы имеют по бокам продольные ребра и поперечные выступы, равномерно идущие по винтовой линии по всей поверхности.
Виды рифленой арматуры
Классификация по способу производства:
Следующая характеристика — предел текучести стали. Он показывает максимальное напряжение, после которого начинается необратимая деформация, выражается в Н/мм2. Чем выше значение этого индекса, тем прочнее материал. В современной маркировке предел текучести указывают в цифрах. Например: А400 изготавливают из стали, у которой максимально допустимое напряжение составляет 400 Н/мм2.
Многие продавцы используют для классификации старые обозначения, где вместо предела текучести указан класс прочности. Его обозначают римскими цифрами от I до VII. Соответствие старой маркировки новой:
Прутья АI (А240) выпускают только гладкими. Арматуру прочих классов прочности обычно делают с рифленой поверхностью, но по желанию покупателя можно изготовить гладкой. Самая популярная у строителей — А400.
Все перечисленные виды производят из разных марок стали. В зависимости от использованного материала характеристики могут значительно отличаться даже в пределах одного класса прочности.
Специальные виды рифленой арматуры
В продаже есть разновидности с различными особыми свойствами:
1. Термическиобработанная (маркировка Ат). Более устойчива к износу, коррозии, отличается повышенной прочностью.
2. Свариваемая. Изготовленная из стали, прошедшей очистку от примесей. Обеспечивает повышенную надежность сварных соединений. В маркировке этот тип дополнительной обработки обозначают после предела текучести большой буквой С, например: А500С.
3. Вытянутоупрочненная (маркировка Ав). Сталь, которую используют для этого вида прутьев, вытягивают до напряжения, превосходящего предел текучести. Пластичность металла при этом падает, но прочность увеличивается.
4. С антикоррозийной обработкой. В маркировке в конце стоит большая буква К, например: А600К. Защита от коррозии обеспечивается несколькими слоями лакокрасочного покрытия. Пригодна для монтажа фундаментов зданий, строящихся на участках с высокой влажностью почвы.
5. Напрягаемая (напряженная). Отличается наиболее высокой прочностью. Железобетон с ней называют предварительно напряженным. Такие изделия используют при монтаже высотных домов, в зонах повышенной сейсмической опасности, судостроительстве, изготовлении оболочек ядерных реакторов, возведении мостов, других сооружений, требующих самой высокой надежности.
6. Специального назначения (маркировка Ас). Для применения в условиях низких температур. Другое название — арматура северного исполнения. Особенности профиля — чередование пологих полукруглых выступов и углублений.
7. Хомуты. Это гнутые элементы для поперечного и вертикального усиления. Чаще их выпускают из гладких прутьев, но допустимо производить и из рифленых. Хомуты имеют П-образную форму или замкнутого прямоугольника. Используют при монтаже стержневых бетонных конструкций — балок, колонн, ленточных фундаментов, ростверков свайных оснований.
Характеристики
Рифленая арматура АIII выпускается толщиной от 6 до 40 мм. Прутья остальных марок имеют свой размерный ряд.
Диаметр, мм | Марка стали | Площадь поперечного сечения, см2 | Вес 1 метра погонного, кг |
6 | АIII | 0,283 | 0,222 |
8 | АIII | 0,503 | 0,395 |
9 | АIII | 0,636 | 0,499 |
10 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 0,785 | 0,617 |
12 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 1,131 | 0,888 |
14 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 1,540 | 1,210 |
16 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 2,010 | 1,580 |
18 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 2,540 | 2,000 |
20 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 3,140 | 2,470 |
22 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 3,800 | 2,980 |
25 | АII — АV, Ат IV — АтVI | 4,910 | 3,850 |
28 | АII — АIV | 6,160 | 4,830 |
32 | АII — АIV | 8,040 | 6,310 |
36 | АII, АIII | 10,180 | 7,990 |
40 | АII, АIII | 12,570 | 9,870 |
Тонкий прокат (до 10 мм) можно купить в бухтах (мотках, бунтах) или в виде прутьев длиной 3, 6 или 12 м, изделия диаметром от 12 мм выпускают только стержнями. В партии допустимо наличие отрезков длиной не менее 2 м в количестве не более 15 % от всего объема. В названии обязательно указывают прочность стали, диаметр и длину, тип профиля. Например: арматура класс А3 10 мм 2.9 м рифленая.
При выборе нужно обращать внимание на шаг между выступами. Чем он меньше, тем лучше сцепление с бетоном, ниже вероятность отслоения каркаса и растрескивания готовой конструкции под воздействием перепадов температуры, повышенных механических нагрузок.
Еще один важный фактор, определяющий качество рифленых изделий — тип профиля: кольцевой или серповидный. Первый отличается тем, что поперечные выступы пересекают продольные. В этих местах возникает наиболее высокое напряжение. Арматура с серповидным профилем прочнее. Нагрузка распределяется по ее поверхности равномерно именно из-за отсутствия пересечений винтовых выступов с боковыми ребрами.
Сферы применения
Стоимость
Цена за тонну и метр у многих производителей зависит только от марки прочности. Но у некоторых стоимость рассчитана с учетом диаметра и объема партии. Для тонкой арматуры может иметь значение длина — в бухтах приобрести ее выгоднее, а стержни 6 м могут стоить меньше 12-метровых.
Класс прочности | Цена, руб/т |
А300 | 25300 |
А500 | 25300 |
А600 | 21500 |
А800 | 23700 |
А1000 | 23700 |
А1200 | 24200 |
В500С | 21000 |
В указанные цены не входят транспортные расходы. При покупке рифленых прутьев разного класса прочности и диаметра необходимо учесть, что они не должны быть упакованы в одну связку. Если планируются ручные погрузочно-разгрузочные работы, то предельный вес одной единицы 80 кг. Тонкую арматуру удобнее купить бухтами, так как стержни диаметром до 10 мм легко деформируются. Но при этом нужно учесть, что вес одного мотка может быть слишком большим для транспортировки без использования подъемной техники.