Основным материалом, который использовали греки при строительстве был камень. На заре расцвета древнегреческой храмовой архитектуры применялся мягкий камень или известняк.
Из него был построен Акрополь в Афинах в VI в до н. э. и другие общественные здания. Более поздний вариант Акрополя, перестроенный Периклом, включал использование мрамора.
Сырой и обожжённый кирпич, приходился главным ресурсом для возведения жилых построек. Снаружи дома покрывались каменными плитами.
Деревянные балки служили при конструировании перекрытий. Нередко на ранних этапах строительства колонны культовых построек также изготовлялись из дерева (храм Геры в Олимпии).
Впоследствии они заменялись на каменные. Укрепляли каменную кладку шпонами, шипами и металлическими скобами.
Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции
Ордерная система
Различают три ордерных типа:
• дорический;
• ионический;
• коринфский.
Дорический появился раньше остальных, последним возник коринфский ордер (храм Аполлона в Бассах). Все три ордера строились по одной композиционной системе. Она делила постройку на три части:
• стереобат (основание);
• ствол колонны (стоечная конструкция);
• антаблемент (балочная конструкция).
Колонна также делилась на три уровня (снизу вверх):
• база;
• ствол (фуст);
• капитель.
Дорический – самый простой ордер. Он обходился без базы и декоративных деталей. Ионический сужался кверху и завершался валютной капителью. Коринфский ордер украшался вертикальными прорезями в стволе колонны (каннелюрами) и имел пышно декорированную капитель.
Антаблемент также делился на три части (снизу вверх):
• архитрав;
• фриз;
• карниз.
Ордерная система получила широкое распространение по всему миру. Архитекторы до сих пор используют её закономерности.
В естественных гротах и рощах устанавливались алтари. С появлением храма, священнодействие переносилось под его крышу.
Древние архитекторы выбирали наиболее возвышенные места под строительство. Их замысел состоял в том, чтобы связать постройку с окружающей природой.
Храм воздвигался на каменном основании, обносился чётным числом колонн, имел портик и двускатную крышу. Внутри помещалась статуя бога.
• наос (главная зала);
• пронаос (входной портик);
• опистодом (сокровищница).
Внешний вид превалировал над внутренними помещениями, куда допускался исключительно жрец. Основное богослужение происходило вне стен храма – снаружи. Интерьер не играл никакой роли.
• храм в антах (одна-две колонны между стенами);
• простиль (колоннада на входном фасаде);
• амфипростиль (колоннада на обоих фасадах);
• периптер (колоннада окружает храм по периметру);
• диптер (удвоенная колоннада по периметру);
• моноптер (округлый в плане храм).
Каменные стены древних храмов активно расписывались красками, замешанными на воске.
• храм богини победы Ники;
• Эрехтейон (колоннада заменена кариатидами – женскими статуями);
• Парфенон.
Акрополь составлял центр любого древнегреческого города. Помимо него, существовала площадь, окружённая общественными зданиями, – агора. Города были богаты на гимназии, музеи, стадионы.
В классический период для города начинает складываться схема прямоугольно пересечённых улиц. Возводились кирпичные стены с воротами и башнями.
Строгие каноны ордера смягчаются, уступая декоративности. Это время во многом сыграло свою роль в становлении древнеримской архитектуры.