Уже на начальном этапе планирования перевозок приходится решать задачу расчета товарной загрузки. Вычисления труднее, когда дело касается материалов, у которых отношение объема к массе — не однозначная величина. Еще больше усложняется ситуация, если поставки измеряются сотнями тонн, если нужно возить щебень жд вагонами, тут ошибка на килограмм может оказаться чревата тысячными убытками.
Соотношения
ГОСТ различает два вида сходных характеристик гравия и щебня: насыпную плотность и истинную. Первая указывает вес куба, вторая — плотность самого вещества, из которого изготовлена щебенка, отличаться они могут заметно. Для фракции 20-40 показатель пустот при обычной загрузке доходит до 44 %.
Несложный расчет покажет: если гранит имеет плотность 2,6 тн/м3, то уменьшив ее на количество пустот, получим: 2,6-2,6х(44/100)=1,45 тн. в одном кубометре. Поскольку транспортировку осуществляют самосвалами или полувагонами по железной дороге, важна именно масса щебня к занимаемому объему.
Чем возят сыпучие стройматериалы?
Небольшие объемы доставляют самосвалами. Что касается железной дороги, задача перевозок привела к изобретению полувагона — это обычная открытая платформа, но с высокими бортами, проще говоря — вагон без крыши. Погрузка производится транспортерами либо специальными грейферными ковшами. Опорожнение затруднено и нередко включает ручную перекидку, что непросто с крупной фракцией.
Этого недостатка лишены «думпкары». Они имеют нижние люки, открыв которые, можно высыпать весь загруженный объем вагона. Ручные операции сводятся к зачистке небольшого количества остатков. Недостаток — необходимость специальных эстакад для выгрузки.
Немного расчетов
Щебенка из тяжелых гранитов будет весить больше гравийной, образованной сланцами и кварцитами. А пористые сыпучие из шлака окажутся совсем легкими — 100-150 кг/м3. На практике камень часто требуется приобрести именно из расчета объема, но купить его предлагают по цене за тонну, а значит, необходимо посчитать, сколько тонн щебня в кубе. Разброс насыпной плотности даже нормативные документы приводят несколько неточно. Из-за этих погрешностей убытки могут составить до 12 % на куб и больше.
Разброс по гранитной продукции таблицы указывают 1450-1600 кг/м3. Разница — 150 кг, а при средней стоимости тонны — порядка 430-65 рублей на куб. А если вы владелец цеха по производству бетона и приобретаете полувагонами — потери составят тысячи рублей. Теперь посмотрим, сколько тонн щебня в вагоне с объемом порядка 90 кубических метров. При том, что он имеет грузоподъемность в среднем 70 т, если засыпать его шлаковым щебнем, получится около 50-60 т.
Фракции 20-40 мм при насыпной плотности гранита полторы тонны за куб в полувагон войдет уже 135 тонн — явный перегруз. Чтобы этого не допустить, производители обязаны предоставлять сертификат, где указываются подробные характеристики.
Цена
Сведем физические параметры и товарные цены нескольких видов в таблицу. Она поможет вам ориентироваться в соотношении этих данных, если потребуется купить щебень с доставкой вагонами.
Тип | Насыпной вес кг/м3 | Истинная плотность тн/м3 | Цена, рубли | Фракция | |
За кубометр | За тонну | ||||
Гранитный | 1470 | 2,34-2,76 | 630 | 430 | 10-40 |
Песчаник | 1380 | 1,9-2,65 | 520 | 380 | |
Известняк | 1440 | 2,68-2,76 | 600 | 420 | |
Мраморный | 1500 | 2,6-2,84 | 1800 | 1200 | |
Шлаковый | 440 | 0,67-0,84 | 70 | 150 | |
Смесь гравия с песком | 1600 | 2,55-2,75 | 130 | 86 | 0-60 |
Данные для расчета соотношения веса и объема несложно получить самостоятельно.
Нам потребуются:
Отвесим килограмм исследуемого материала. Камни окунем в расплавленный парафин и опустим в воду. Количество вытесненной жидкости даст объем. Остается пересчитать отношение на кубометр, и получить не менее точные данные, чем дает изготовитель.