Создание надежного основания является обязательным условием укладки любого дорожного покрытия вне зависимости от его степени загруженности и назначения. Для данных целей используются дробленная щебенка и просеянный гравий средней и крупной фракции, расходуемые в большом количестве и уплотняемые с коэффициентом 1,25. С учетом значительного потребления материал приобретается оптом, после проверки сертификата и соответствия рабочих характеристик проектным данным.
Список требований, выбор марки и фракции
Предпочтение отдается прочным, морозо- и влагоустойчивым разновидностям с кубовидной формой зерен, поскольку образуется минимальное количество пустот и повышается долговечность конструкции. Лучшие показатели наблюдаются у гранита, но такие варианты обходятся дорого. В итоге при выборе конкретного типа из разрабатываемых пород с природным происхождением в первую очередь учитывают величину ожидаемых нагрузок:
- Гранитный щебень применяется при создании нижнего и верхнего слоя под автобанами с интенсивным движением, служит наполнителем для мостового бетона и формирует основание под трамвайными и ж/д путями. К преимуществам относят низкую лещадность и выдержку значительных нагрузок на сжатие, единственным ограничением является высокая цена.
- Более дешевая известковая щебенка и скальный гравий являются самыми распространенными. Они используются при выравнивании и осушении участков, формировании нижних и верхних слоев под асфальт, обустройстве дорожек в парках, жилых и общественных зонах. Максимальную востребованность в этой группе имеют фракции 20-40 и 40-70.
- Продукты отсева однозначно рекомендуют купить при засыпке гравийных дорог, прокладываемых к небольшим и малонаселенным пунктам. Часто встречаются на ремонтируемых или недостроенных участках.
Самой бюджетной разновидностью остается вторичный щебень. Крупные куски дробленного бетона или кирпича применяются при выравнивании и формировании нижних слоев подсыпки с помощью дорожного катка, мелкие – для засыпки и улучшения грунтовых просек. Такой стройматериал считается оптимальных вариантом при выполнении временной разметки или подготовке подъездов к частным домам, при необходимости их несложно закрыть другим покрытием.
Из вторичного сырья хорошие отзывы также имеет асфальтовая крошка, благодаря большому количеству битума в составе она оптимально подходит для дороги на даче, обустройства подъездных или временных путей.
Вне зависимости от назначения основание засыпается из двух слоев. На нижнем используются самые крупные фракции, на верхнем – средние с правильной формой зерен. Обязательным условием укладки асфальта является их уплотнение дорожным катком. Это учитывается при расчете количества – на 1 м3 покрытия уходит не меньше 1,25 м3 щебня. Исключения делается лишь для засыпаемого на грунтовые дороги гравия или дробленного бетона, они трамбуются естественным путем.
Стоимость
Данную продукцию предлагают купить многие производители нерудных сыпучих материалов, минимальные затраты наблюдаются при заказе оптовых партий заранее, максимальные – при покупке в середине лета. Условия отгрузки, доставки и приема оговариваются отдельно.
Разновидность | Фракция щебня, мм | Цена за 1 м3, рубли | |
Розничная, при условиях самовывоза | Оптовая, при покупке от 100 м3, условия доставки оговариваются отдельно | ||
Гранитный | 5-20 | 2300 | 1700 |
20-40 | 1650 | ||
40-70 | |||
Гравийная щебеночная смесь | 5-20 | 1450 | 1300 |
20-40 | 1250 | ||
40-70 | |||
Известняковый | 5-20 | 1650 | 1400 |
20-40 | 1350 | ||
40-70 | |||
Асфальтовая крошка | Несортированная, с фракцией щебня не более 45 мм | 1100 | 900 |
Вторичный щебень (бетонный) | 5-20,20-40 | 750 | 600 |
40-70, 40-100, 700-120 | 700 | 550 |