Современная аудитория, которая читает новости Кыргызстана, рассматривает не только новость саму по себе, но и контекст, в котором она значима, и таким образом получает огромный поток информации, в котором не всегда может ориентироваться. Что с этим делать? Может быть, вы дадите совет, как фильтровать информацию в этом большом потоке?
Я считаю, что, во-первых, читателям очень не хватает медиаграмотности. Было бы неплохо, если бы каждый из нас владел ее основами, причем со школы. Это позволило бы людям осознать, что у них могут быть любимые издания и изменило бы критерии выбора этих изданий.
Каковы три основных пункта, на которые вы рекомендовали бы обратить внимание в контексте медиаграмотности?
Я рекомендовал бы обратить внимание на то, кто говорит и почему мы ему должны верить. На то, важно ли это для меня. И третье — есть ли там признаки пропаганды либо передергивания, либо оценочных суждений. Если они есть, то мы прочитали не новость, не информационное сообщение, а нечто иное.
Какие практические советы, касающиеся медиаграмотности, вы могли бы дать?
Есть очень простое упражнение, которое я рекомендовал бы сделать каждому в течение одного дня. Нужно взять два чистых листа. На первом написать, какие новости manas.news, из каких источников вы узнали за вчерашний день. А второй взять с собой и отслеживать, какие новости и откуда вы берете. Провести один день дневника читателя. И вы обнаружите, что не всегда понимаете, откуда пришла та или иная новость, что ваше внимание привлекал полный шлак, который не менял вашу жизнь никаким образом. Это заставляет выработать новые привычки чтения.
Часто говорят, что поток новостей, ориентированных на сенсации и катастрофы, вызывающих негативные эмоции, может вызвать депрессию. Как, с вашей точки зрения, это можно прокомментировать?
Плохие новости необходимы, потому что они позволяют человеку сделать правильный выбор во время демократических выборов, и понять, кто, какие госорганы и структуры, несут за это ответственность, ну вообще понимать, в каком обществе он живет.
Вы упомянули о том, что аудитория изменилась. Так что же она сегодня понимает под новостями и что ищет, когда заходит в интернет?
Один медиамагнат сказал, что новости — это то, о чем мы не знаем и что нам интересно. Поэтому люди, конечно же, не заходят специально за каким-то определенным новостным фактом. Они хотят удивиться, узнать что-то новое.