Чтобы садовая дорожка имела привлекательный вид и долго служила, используются бордюры. Они защищают прохожую часть от размывания водой, предотвращают деформирование и зарастание травой. Оформленные таким способом тропинки обретают законченный вид.
Описание форм
Зонирование и декорирование пространства, ограждение клумб и пешеходных зон, направление воды в сторону ливневых стоков – для этих целей идеально подходят садовые поребрики.
1. В зависимости от используемого материала и назначения этот элемент декора можно сгруппировать по видам.
Параметр | Вид | Описание | Размеры, см |
Тип, ГОСТ 6665-91 | Дорожный | Отделение проезжей части от пешеходной, является самым крупным, имеет высокую прочность. | Длина 100 |
Ширина 30/45 | |||
Высота 15/18 | |||
Тротуарный | Сохранение тротуарного покрытия, главным преимуществом является удобство установки. | Длина 50-100 | |
Ширина 4,5/5/8 | |||
Высота 20/21 | |||
Садовый | Укрепление садовых тропинок, декорирование. В отличие от других видов бортового камня может изготавливаться без армирования. | Длина 50 | |
Ширина 7 | |||
Высота 21,1 | |||
Материал | Вибропрессованный | ||
Бетонный | |||
Гранитный |
2. Бортовые камни, используемые в архитектурно-ландшафтном дизайне, согласно ГОСТ 52289 от 2004г, укладываются 2 способами:
3. Для дорожно-строительных служб и коммунального хозяйства производят геометрически однотипные конструкции, имеющие форму плоского четырехугольника со срезанным углом.
4. Технология изготовления ж/б бордюров предельно проста:
Стандартные блоки можно купить и для облагораживания частных территорий. Однако бордюры для садовых дорожек такой формы не позволяют создать оригинальный дизайн участка.
Виды конструкций
Можно выполнить декорирование клумб с тропинками, используя гальку, куски битой керамики и другие подручные средства, либо воспользоваться формами для отлива бордюра садовой дорожки и сделать декоративные камни самостоятельно. Они подразделяются на несколько видов и в зависимости от материала изготовления бывают:
Виды форм | Характеристики | Особенности | |
Пластиковые | Основой является полипропилен. Эластичны, не имеют швов, есть ребра жесткости, позволяющие выдержать сильное давление изнутри | Легкие и компактные они могут применяться как для массового производства, так и для того, чтобы делать детали своими руками | |
Металлические | веерные | Производятся из стали или сплава. Для формовки имеют: поддон, 4 откидных бортика, лотки | Секции имеют отдельное крепление, что упрощает распалубку |
кассетные | Фиксируются на опорной раме, имеющей приспособления для уплотнения раствора | ||
Резиновые | Требуют обработки HCl; считаются устаревшими | Большая масса; низкая прочность; необходимость применения дополнительного оборудования | |
Силиконовые | Имеют небольшой вес и высокую эластичность | Стоимость не позволяет использовать матрицу для изготовления продукции в промышленных масштабах | |
Стеклопластиковые | Большой размер; нарушенные геометрические пропорции; требовательны к уходу | Сформированным изделиям нужна дополнительная обработка |
1. Для продления срока службы необходимо соблюдать условия эксплуатации. В основном это касается пластиковых и силиконовых каркасов:
2. Своими силами сделать оригинальную конструкцию бордюра можно при помощи выполненной в виде трафарета заготовки. Данный метод часто применяется при изготовлении полукруглых элементов дорожек на участке.
Ландшафтный дизайн позволяет использовать изделия, изготовленные как промышленным способом, так и своими руками. Фигуры нестандартной параметров изготавливаются при помощи любых металлических либо пластиковых элементов, таких как отливы, стоки, разрезанные пополам трубы с большим сечением.
Как изготовить самому?
1. Форма устанавливается в месте последующего размещения либо недалеко от него.
2. Плотно заполняется раствором, поверхность которого тщательно ровняется.
3. Через некоторое время после схватывания цемента деталь освобождается и остается сохнуть в течение 24 часов.
Готовые камни можно выкладывать на дорожку через 1,5-2 дня.
Формы для дорожного бордюра заливаются раствором из цемента М400-500.
Элемент извлекается через 3-3,5 часа, но прочность он набирает только через 1-3 дня в зависимости от размеров. Максимальная длина блока без армирования не должна превышать 200 см, иначе он сломается.